Сказка по экологии для дошкольников сценарий

  • Главная
  • Детский сад
  • Экологические сказки для дошкольников

Экологические сказки для дошкольников.

Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и обыгрывает сказку, давая малышам элементарные экологические представления. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе и опираясь на схемы и мнемотаблицы. Вот, например, сказка, придуманная ребенком подготовительной группы.

Экологическая сказка «Мечтательный одуванчик».

На лесной полянке росло много цветов. Среди них был жёлтый одуванчик. Он мечтал путешествовать. А неподалёку от этой поляны жила фея. Однажды она узнала о мечте одуванчика. Фея взмахнула своей волшебной палочкой и превратила жёлтый одуванчик в белый пушистый шарик. Ветер дунул и с шарика полетело много пушистых зёрнышек, которые разлетелись в разные края.

Так сбылась мечта одуванчика. С тех пор жёлтые одуванчики превращаются в белые пушистые шарики и разлетаются с помощью ветра в разные края.

www.maam.ru

Формирование элементарных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок

П Р О Е К Т на тему:

«Формирование элементарных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок»

Выполнила: воспитатель МБДОУ 210

Косенко Лариса Николаевна

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов – все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме для детей старшего дошкольного возраста объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.

Экологические сказки учат:

познавать окружающий мир;

воспитывать чувство причастности к благополучию природе;

думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение его богатства и красоты.

Экологическая сказка в занимательной форме помогает раскрыть сложные явление в природе, учит старших дошкольников научному видению.

Характерная особенность экологических сказок заключается в том, что экологическое содержание всегда реально, а фантастические события и образы делают эту реальность увлекательной, хорошо запоминающейся и понятной детям.

На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно дошкольников правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Использование сказки на занятиях по экологии заключается в объединении многих методических, педагогических, психологических приёмов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка.

Объект изменений: процесс развития элементарных экологически знаний детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изменений: педагогические условия обеспечивающие развитие элементарных экологических знаний, посредством экологической сказки.

Анализ ресурсов:

методическое обеспечение (методические рекомендации и литература по теме, наработанный опыт педагога) ;

материально-техническое обеспечение (мультимедийный проектор, оборудование для игровой театрализованной деятельности).

Цели:

Поиск и создание условий для развития личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы.

Формирование системы экологических знаний доступных пониманию ребенка 5-6 лет.

Воспитание гуманного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Задачи:

Развивать познавательную активность ребенка при формировании знаний об окружающем мире.

Способствовать становлению нравственных качеств личности, чувства ответственности, готовность прийти на помощь.

Развивать речь, обогащать активный словарь.

Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.

Способствовать формированию положительных межличностных отношений, коммуникативных умений и навыков.

Привлечь внимание детей к русскому народному творчеству – экологической сказке.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста

Сроки реализации: 01.09.2013 – 31.05.2014

Этапы реализации проекта

I этап

1. Изучение уровня знаний старших дошкольников.

2. Определение методики педагогической диагностики.

3. Подбор методической литературы.

4. Подбор художествен­ной литературы, иллюстративного и мультимедийного материала по данной теме.

5. Подбор материалов, пособий, атрибуты для дидактической, игровой, театра­лизованной деятельности.

6. Разработка конспектов занятий, развлечений, досуга.

7. Составление перспективного плана мероприятий.

II этап

Применение проекта рассчитано на один учебный год с группой детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта осуществляется в соответствии с содержанием перспективного плана: одно фронтальное занятие ежемесячно в различных видах программной деятельности, а также ежедневно в свободной игровой деятельности детей.

В ходе реализации проекта предполагается использование алгоритма сочинения экологических сказок детьми старшего дошкольного возраста (см. Приложение 1.)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИМЕНЕНИЮ СКАЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОЛОГИИ

СТАРШАЯ ГРУППА

МЕСЯЦ

ЗАНЯТИЯ

ИГРЫ

СВОБОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

сентябрь

Рисование

«ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

(по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)

- игра-драматизация

- словесная режиссёрская игра

-сочинительство сказок

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-кукольный театр

-теневой театр

-настольный театр

-пальчиковый театр

-чтение сказок

-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски

-пересказ от лица литературного героя

-просмотры мультипликационных фильмов

октябрь

Рисование, конкурс поделок из природного материала

«ЭКОЛОГИЯ И Я»

(районный конкурс)

ноябрь

Чтение экологической сказки «РОДНИК»

декабрь

Комплексное

занятие по

экологии и ознакомлению с окружающим

«ЗАЯЦ КОСЬКА И РОДНИЧОК»

январь

Викторина по экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ»

февраль

Чтение экологической сказки «МАЛЕНЬКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ»

март

Занятие по экологии «НАСТУПИЛА ВЕСНА» (экологическая сказка)

апрель

Чтение экологической сказки «КАК СКВОРЕЦ СЕБЕ ДОМ ВЫБИРАЛ»

май

Открытое занятие на экологическую тему по мотивам народной сказки «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

III этап

Оценка результативности и анализ эффективности применения проекта по использованию сказки на занятиях по экологии.

Обобщение и презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством экологической сказки на методических мероприятиях различного уровня: педагогических советах, методических объединениях, консультациях.

Основные направления, средства и способы реализации проекта

выявление первичного уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста;

изучение методической литературы, опыта других педагогов по данной теме;

разработка перспективного плана по применению сказки на занятиях по экологии;

мониторинг динамики усвоения экологических знаний детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемые результаты реа­лизации проекта:

Сформированность элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.

Положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Знание детьми информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.

Высокий уровень развития у детей познава­тельной активности, творческих способностей.

Умение детей вес­ти себя в различных си­туациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.

Коррекция отрицательных черт характера.

Позитивное оптимистичное отношение к жизни.

Ресурсное обеспечение

изготовление пособий, поделок, пополнение атрибутов пальчикового театра для игровой театрализованной деятельности;

спонсорская помощь родителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бениаминова М. В. Воспитание детей. – М., 1999.

2. Бобылева Л. К. Экологические занятия – дошкольникам // Дошкольное воспитание. – 1997. – №7. – С. 16 -19.

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-пресс, 2001.

4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников (Пособие для воспитателя детского сада) / Под ред. А. М. Виноградовой. – М., 1996.

5. Зиман Л. Басни И. А. Крылова как театральные действа // Дошкольное воспитание. – 2013. – №1. – С. 92-96.

6. Лапшина Г. А. Праздники в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2003.

7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2006.

8. Синицына Е. Умные сказки. – М., 2003.

9. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост СПб. : Речь, 2005.

10. Сто фантазий в голове / Ав. -сост. Димитрова Т. В. – Самара, 1996.

11. Шорохова О. А. Играем в сказку. – М. : Творческий центр, 2006.

Приложение 1

Алгоритм сочинения экологической сказки

(на основе сказочных функций В. Я. Проппа)

Цель: Формировать умение сочинять сказки на основе алгоритма, творческого

воображения, словесной памяти, связной речи, внимания.

Завязка сказочного сюжета

Запрет

Нарушение сюжета (последствия нарушения запрета)

Появление помощников (солнце, ветер, гриб-боровик, капелька)

Подсказка к способу достижения цели

Преодоление трудностей героем

Одержание победы героем с помощью друзей, смекалки, волшебных предметов

Счастливый конец (присказка)

www.maam.ru

Экологическое воспитание детей. Факультативный курс для старших дошкольников «Экология через сказку»

Факультативный курс для старших дошкольников

«Экология через сказку»

Программа факультативного курса «Экология через сказку»

Сказка, автор Примерное содержание программы

1. Л. Толстой

«Белка прыгала с ветки на ветку»

Знакомство детей со сказкой Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку».

Помоги белке.

Педагогические задачи: учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение детей поступком мальчика.

Содержание и методика: воспитатель просит отгадать загадку:

Кто в дупле живёт, орешки грызёт,

На деревьях резвится, упасть не боится?

Пушистый хвост мелькнёт в вышине,

И вместе с ней исчезнет в сосне? (белка)

Воспитатель читает детям сказку. После прочтения задаёт вопросы:

- хорошо ли поступили Саша и Митя? Почему вы так думаете?

Далее педагог рассказывает детям о том, как живут белки, чем питаются, как находят себе корм, как делают запасы на зиму (при рассказе использовать наглядный материал: карточки с изображением животного, леса, презентации и т. д.).

После рассказа предложить детям помочь белке сделать запасы. Детям предлагается сделать грибы и орехи из любого изоматериала (на усмотрение детей, а затем можно сделать выставку.

Советы педагогу: загадка, с которой начинается занятие, состоит из двух частей: первое четверостишие содержит очень характерный для белки признак, поэтому для старших детей можно первые две строчки опустить, и прочитать их только в том случае, если дети затрудняются.

Экологические понятия: животные, дикие животные, травоядные животные, цепь питания, этажи леса.

2 -3 Лиса и медведь (Мордовская сказка)

Знакомство детей со сказкой.

Лисица

Педагогические задачи: Познакомить детей с животными нашей фауны, познакомить с жизнью лисы в природе.

Содержание и методика:

Загадка

Хвост пушистый, мех золотистый,

Бегает ловко, рыжая плутовка (лиса).

Чтение детям сказки.

После прочтения можно спросить, как называют лису в сказках (хитрая кума, плутовка, почему её так называют? Далее идёт рассказ о повадках лисы, о месте её обитания, о том, чем лиса питается, как ищет себе корм зимой. Рассказать о том, что лиса очень любопытна, что у неё острые зрение, слух и нюх. Рассказать о пользе, которую приносит лиса (поедает полёвок и мышей, приносящих вред сельскому хозяйству).

Воспитатель предлагает детям игру: «Лиса, охотник и куры».

Советы педагогу: по ходу занятия педагог может показать картинки с изображением лисы, маленьких лисят. За несколько дней до занятия можно прочитать рассказ Н. Рыжовой «Кто кого ест».

Экологические понятия: цепи питания, хищные животные.

Медведь

Педагогические задачи: Дать детям представление об образе жизни зверя, которого они хорошо знают из сказок.

Содержание и методика:

Загадка:

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос (медведь).

После того как дети отгадают загадку, можно спросит у них, Почему они думают, что это медведь? Есть ли ещё животные, которые устраивают себе берлогу? Какие сказки с участие медведя дети знают? Можно ли из сказок понять, какой у медведя характер?

Далее следует рассказ о медведе, о том, где преимущественно медведи живут, чем питаются? Можно рассказать о том, что зимой они скорее дремлют, чем спят, и в случае опасности покидают берлогу. Зимой не едят, живут за счёт накопленного летом и осенью жира. Медведь – очень проворный и ловкий зверь, и поговорка «неуклюжий как медведь» не соответствует действительности. Свой рассказ нужно подкреплять различным материалом: наглядным, видео.

Педагог предлагает детям поиграть в такие игры как: «У медведя во бору», «Медведь и пчёлы» и др.

Советы педагогу: после проведения занятия можно сделать выставку из детских работ (лепка, аппликация, рисунки) по сказкам, где героем является медведь.

Экологические понятия: животные, цепи питания, хищные животные.

4 В. Даль «Война грибов и ягод»

Знакомство со сказкой. Практическое занятие.

Педагогические задачи: Рассказать детям о том, что есть съедобные грибы и ядовитые. Дать представление о правилах сбора грибов. Научить по картинкам и основным характерным признакам различать некоторые грибы.

Содержание и методика: Чтение сказки.

Затем воспитатель приглашает детей в «лес» за грибами, читает стихотворение П. Синявского «Грибная электричка».

После прочтения стихотворения, дети «делают остановку» на станции «Загадкино».

Далее педагог загадывает загадки о грибах (в загадках отмечаются характерные признаки грибов) :

- растут в лесу сестрички, рыжие (лисички) ;

- я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я (подосиновик) ;

- на пеньке растут в лесу эти дружные ребята,

называют их (опята) ;

- а этот красавец на беленькой ножке,

он в красненькой шапке,

на шапке горошки (мухомор) ;

- на толстой белой ножке коричневая шапка,

наверняка любой грибник найти мечтает (боровик) и др.

Затем идёт рассказ о том, что грибы надо правильно собирать (можно спросить детей, а как они собирают грибы, и выяснить правильно или нет). Рассказать о том, что несъедобные грибы не собирают, но их нельзя топтать, сбивать ногами, т. к. они нужны лесу и его жителям (объяснить зачем). Нужно обязательно заострить внимание детей на то, что грибы – это пища для многих животных.

Советы педагогу: так как дети не знают названия многих грибов, можно использовать большую таблицу с разными грибами. Обращаясь к таблице, нужно отметить наиболее характерные особенности некоторых грибов: у подосиновика – ярко-красная шапка и белая утолщённая книзу ножка. В народе подосиновик называют «красноголовиком» за яркую шляпку. Можно приготовить две картины: «Корзина» и «Лес», на которых сделаны прорези, а также приготовить грибы. Дети должны отгадать загадку, отыскать гриб, положить его в корзину, если он съедобный. А ядовитые грибы вставляют в прорези «Лес». Можно использовать фонограмму «Звуки леса» (музыка П. И. Чайковского).

Экологические понятия: грибы, съедобные грибы, несъедобные (ядовитые, цепи питания.

5. В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Чтение детям сказки.

Педагогические задачи: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам и жабам. Объяснить, насколько полезны и нужны они природе.

Содержание и методика:

Загадка:

У болотной мягкой кочки,

Под зелёненьким листочком,

Притаилась попрыгушка, пучеглазая (лягушка).

Выяснить у детей, что они думают о том, полезные или нет лягушки? Почему они так думают? Объяснить детям, что лягушки исключительно полезны. Они питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Собратья лягушек – жабы, которые помогают человеку справиться с вредителями огородов.

Да и сами лягушки для многих животных являются кормом. Из рыб лягушками питаются – сомы, судаки, щуки; любят лягушек и многие птицы – аисты, чайки, совы, цапли. Таким образом, у лягушек много врагов в природе. Но животные уничтожают их только для того, чтобы прокормиться. Для человека лягушки – друзья, и человек должен платить им тем же.

Далее можно поиграть в игру «Лягушки и цапли».

Советы педагогу: использовать различный наглядный материал: картинки с изображением лягушек и жаб, репродукции из сказок, героиней которых является лягушка (отметить, что в сказках ей всегда отводится добрая роль, видеоматериалы др.

Экологические понятия: водная среда, живая природа, цепи питания, насекомые, птицы.

6-9 С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» Времена года.

Педагогические задачи: Учить различать особенности времени года (сезона). Помочь детям познать последовательность жизненных процессов в природе и закономерные изменения, в ней происходящие. Показать разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Содержание и методика: работа по картинкам с различными временами года (сезонами). Педагог читает стихи, а дети показывают нужное время года (определяя по характерным признакам).

Весна

Улыбкой ясною природа, сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса, ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

На полянке, у тропинки, пробиваются травинки,

С бугорка ручей бежит, а под ёлкой снег лежит.

Лето

Бежит тропинка через луг, ныряет влево, вправо,

Куда ни глянь – цветы вокруг, да по колено травы.

И светла, и широка, наша светлая река,

Побежим купаться, с рыбками плескаться.

Осень

Вянет и желтеет трава на лугах,

Только зеленеет озимь на полях,

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Завтра утром в лес пойдём,

И опята, и маслята, и груздочки соберём.

Зима

Под голубыми небесами, великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет и ель свозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.

Озябли пташки малые, голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

Советы педагогу: Это занятие можно проводить и по-другому: карточки у педагога, он показывает их детям, а дети говорят, какое время года изображено, какими характерными признаками отмечается живая и неживая природа. Могут рассказать стихотворения для каждого времени года (из ранее изученных). Можно устроить выставку «Круглый год», где дети выставят свои работы по разным временам года.

Экологические понятия: времена года, особенности сезона (сезонные изменения, живая природа, неживая природа.

10. «Герои сказок» Обобщение основных теоретических знаний и практических навыков по факультативному курсу.

Цель: закрепить знания детей о животных, наиболее часто встречающихся в сказках. Воспитывать чувство уважения, сопереживания к другим сообществам.

Содержание: Дети делятся на группы, каждая из которых составляет «творческую биографию» Волка, Лисицы, Медведя, Зайца, Мыши, Лягушки, Собаки, Кошки (по выбору детей).

Дети изображают его на листе бумаги, пытаются изобразить его в движении, повадках, имитируют голос.

Затем каждая подгруппа показывает фрагмент какой-либо сказки, где встречается это животное. Составляется целая галерея портретов героев сказок (животных, чьи образы знакомы детям.

Экологически понятия (повторение) : животные, дикие животные, домашние животные, хищные животные, травоядные животные, цепи питания, этажи леса, грибы (ядовитые, съедобные, водная среда, живая природа, неживая природа, насекомые, времена года, сезонные изменения, особенности сезона.

Литература:

1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании. //Вопросы психологии. - 1993.-№ 5. с. 39-43.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с.

3. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.-40с.

4. Грехова Л. И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с.

5. Рыжова Н. А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М. : - «Линка-пресс», 2002.- 200с.

6. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: Экология для малышей. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.- 104с.

www.maam.ru

"СКАЗКИ О ЦВЕТАХ И ДЕРЕВЬЯХ"

Формат электронный (вы сможете открыть книгу в компьюетере) Стоимость: 2 у.е. (60 рублей) заказать

1. Зеленое платье земли (Великое содружество; чудо дерева; могучая травинка) 2. Сказки о деревьях (Краснолесье; чернолесье; практические задания и вопросы) 3. Сказки о цветах(Цветы весны; наряды леса; комнатные цветы)

Фрагменты из книги по заботе об экологии

ПОЧЕМУ У ЗЕМЛИ ПЛАТЬЕ ЗЕЛЕНОЕ

А. Лопатина

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.

— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.

— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?

На этот раз мама задумалась, а затем сказала:

— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.

— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.

Мама снова долго думала, а потом спросила:

— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?

Девочка удивленно посмотрела на маму:

— Я хорошо спала, но причем здесь моя кроватка?

— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.

>>

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КНИГЕ ПО ЗАБОТЕ ОБ ЭКОЛОГИИ:

- Почему у земли платье зеленое? Символом чего является зеленый цвет для вас?

- Когда вам больше лес нравится: зимой или летом? Чувствовали ли вы когда-нибудь во время прогулки по лесу, как в вашем сердце рождаются вера и надежда?

- Как вы думаете, изменилось бы что-нибудь на земле, если бы природа сшила для земли красное или фиолетовое платья?

Забота об экологии. Сказки о цветах и деревьях. Радуга

А. Лопатина

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

Вот полянки в лесу. Похожи одна на другую, как сестры-близняшки. Они и есть сестры.

У всех один лес-батюшка, у всех одна земля-матушка. Сестры-полянки надевают каждую весну цветные платья, красуются в них, спрашивают:

— Я ль на свете всех белее?

— Всех румяней?

— Голубее?

Первая полянка вся белая от ромашек.

На второй, солнечной поляне, расцвели маленькие звездочки-гвоздички с красными искринками в серединках, и стала вся полянка румяно-розовая. На третьей, окруженной старыми елями, распустились незабудки, и стала полянка голубым-голубая. Четвертая — сиреневая от колокольчиков.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.

Просит Радуга-дуга Красоту небесную, Солнце золотое, Дожди чистые помочь земле залечить раны, сшить Земле новое платье. Тогда посылает Солнце на землю золотые улыбки. Небо шлет Земле голубые улыбки. Радуга-дуга дарит Земле улыбки всех цветов радости.

А Красота небесная превращает все эти улыбки в цветы и травы. Ходит она по Земле и украшает Землю цветами.

Снова начинают улыбаться людям разноцветные полянки, луга и сады. Вот это голубые улыбки незабудок — для верной памяти. Вот это золотистые улыбки одуванчиков — для счастья. Красные улыбки гвоздичек — для радости.

Сиреневые улыбки колокольчиков и луговой герани — для любви. Каждое утро встречает Земля людей и протягивает им все свои улыбки. Берите люди.

>>

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КНИГЕ ПО ЗАБОТЕ ОБ ЭКОЛОГИИ:

- Какие улыбки дарят земле разные цветы, деревья и травы? Какие из этих улыбок вам больше всего нравятся и почему?

- Как вы думаете, какой цвет на земле чаще всего встречается?

- Если бы вы были на месте Радуги, в какие краски и оттенки вы бы все на земле окрасили?

- Как вы думаете, могут ли на самом деле улыбки трав, деревьев и цветов остановить войны и разруху?

- Кто еще, кроме Радуги-дуги, землю украшает?

- Как ее украшают ветер, звезды, дождь, снег, зори, закаты, облака, времена года?

- Каким бы стал мир, если бы все люди земле свои улыбки дарили?

- Какие улыбки дарите земле вы? Когда и кому вы чаще всего улыбаетесь?

- Напишите сказку о том, как из улыбок людей на земле вырастали прекрасные цветы.

- Напишите сказки о том, как возникли на земле те или иные травы, цветы и растения, и почему они окрашены в те или иные цвета.

- Во время прогулки по лесу или лугу всмотритесь внимательно в разные цветы, травы и деревья и постарайтесь понять, о чем они думают. О чем, по-вашему мнению, напоминают людям те или иные цветы?

Сказка о РАДУГЕ

Г. Верина

Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка.

Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. А дети пели песенки:

Радуга-Радуга, Радуга-дуга!

Поскорей нам, Радуга, солнышко открой;

Дождь и непогоду ус-по-кой.

Очень любила Радуга эти детские песенки. Заслышав их, тотчас откликалась. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах...

Все были рады Радуге...

Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе.

Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.

— Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.

— Укради у нее, — проскрипела древняя Фея Подземелья, — только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.

Обрадовался злой волшебник Черных Гор.

— Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.

— Не торопись, — глухо проворчала Фея, — вырвать цвет не так-то просто.

Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз.

С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны.

Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.

— Ой, я, кажется, умираю... — только успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.

— А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.

— Это что такое? — крикнул он. — Откуда здесь взялась эта преграда?

А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:

— Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!

Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.

— Прощайте, — шептала она своим друзьям, — прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.

— Стой! Стой! — раздался вдруг радостный крик. — Стой, Радуга, не умирай! Я здесь, твой Синий лучик вернулся! — С этими словами он прыгнул на свое место посреди цветных братьев, между голубым и фиолетовым цветами.

Случилось чудо: Радуга ожила.

— Смотрите-ка! — воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. — Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.

— Смотрите-ка! — говорили взрослые. — Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю?

К радости? К добру...

>>

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КНИГЕ ПО ЗАБОТЕ ОБ ЭКОЛОГИИ:

- Когда после дождика появляется Радуга-дуга, что вы испытываете? Нарисуйте лучистую Радугу-дугу, украшающую небо.

- Какой была Радуга-дуга из сказки?

- За что Радуга-дуга детские песенки любила?

- Что общего между Радугой-дугой и детьми?

- Что на земле окрашено в цвета Радуги?

- Какой из цветов Радуги вам больше всего нравится и почему?

- Какие цветы, по-вашему мнению, Радуга больше всего любила и почему?

- Как вы думаете, почему Злой волшебник вырвал из Радуги Синий лучик?

- Как вы думаете, что случилось бы на земле, если бы Радуга-дуга исчезла?

- Напишите сказку о том, как одна добрая Радуга землю от засухи спасла.

- Напишите сказку о том, как одна Радуга-дуга землю своими цветами окрашивала.

МОГУЧАЯ ТРАВИНКА

М. Скребцова

Как-то раз стали деревья травку жалеть:

— Жалко нам тебя, травушка. Ниже тебя в лесу никого нет. Топчут тебя все, кому не лень. Привыкли к твоей мягкости да податливости и совсем тебя замечать перестали.

С нами, например, все считаются: и люди, и звери, и птицы. Мы ведь гордые и высокие. Надо и тебе, травка, ввысь тянуться.

Отвечает им травка гордо:

— Не нуждаюсь я, милые деревья, в жалости. Хоть не вышла я ростом, польза во мне великая. Когда ходят по мне, я только радуюсь. На то я и травка, чтобы землю покрывать: по зеленому коврику ходить удобнее, чем по голой земле.

Если кого в пути дождь застанет, и тропы-дороги в грязь превратятся, можно вытереть об меня свои ноги, как о чистое полотенце. Я после дождя всегда чистая и свежая. А поутру, когда роса на мне, можно даже умыться травушкой.

К тому же, деревья, я только на вид слабая. Посмотрите на меня внимательно. Помяли меня, потоптали, а я целехонька. Не то что человек, по мне корова или лошадь ходят, — а у них вес немаленький — четыре, а то и пять центнеров, — а мне хоть бы хны.

По мне даже многотонная машина проехать может, а я все равно живая. Давит на меня, конечно, тяжесть неимоверная, но я терплю. Понемногу выпрямляюсь и снова покачиваюсь, как раньше.

Вы, деревья, хоть и рослые, частенько не можете перед ураганами выстоять, а мне, слабой да низкой, и ураганы нипочем.

Молчат деревья, нечего им травке возразить, а она продолжает:

— Если мне судьба выпадает родиться там, где тропинку люди вздумали проложить, я все равно не погибаю. Топчут меня изо дня в день, вдавливают в грязь ногами да колесами, а я снова тянусь новыми ростками к свету и теплу.

Травка-муравка и подорожник даже любят прямо на дорогах селиться. Они будто испытывают всю жизнь себя на прочность, и ничего, не сдаются пока.

Воскликнули тут деревья:

— Да, травушка, в тебе геркулесовая сила таится.

Дуб могучий говорит:

— Вспомнил я сейчас, как птицы городские мне рассказывали, как ты в городе толщу асфальта пробиваешь. Я им не поверил тогда, посмеялся. Да и немудрено: люди ломами да отбойными молотками с этой толщей управляются, а ты махонькая такая.

Травка радостно воскликнула:

— Да, дуб, для нас и асфальт разломить не проблема. Новорожденные ростки одуванчиков в городах частенько асфальт вспучивают и разрывают.

Береза одна, что до сих пор молчала, проговорила:

— Я вот, травушка, тебя никогда не считала никчемной. Я давно твоей красотой восхищаюсь. У нас, деревьев, только одно лицо, а ты — многоликая.

Кого только не увидишь на полянке: и солнечные ромашки, и красные сфетофорчики гвоздичек, и золотые пуговки пижмы, и нежные колокольчики, и веселый кипрей. Мой знакомый лесник рассказывал, что трав в нашей стране около 20 тысяч разных видов, а вот деревьев и кустарников поменьше — лишь две тысячи.

Тут в разговор неожиданно зайчиха вмешалась, которая своих зайчат на лесную полянку вывела:

— От нас, зайцев, травушка, тебе тоже низкий поклон. Не догадывалась я, что ты такая сильная, но что ты всех полезнее, я всегда знала. Для нас ты лучшее лакомство, сочное и питательное.

Многие дикие животные предпочтут тебя любой другой пище. Сам великан-лось перед тобой голову склоняет. Люди без тебя и дня не проживут. Они тебя специально выращивают на полях и огородах.

Ведь пшеница, рожь, кукуруза, рис и разные овощи — это тоже травы. А витаминов в тебе столько, что не сосчитать!

Тут в кустах что-то зашуршало, и зайчиха с зайчатами быстро спряталась, и вовремя, потому что на полянку выбежала рыжая худая лисица. Она принялась торопливо обкусывать зеленые травинки.

— Лисица, ты же хищник, неужели и ты травой питаться стала? — удивленно спросили деревья.

— Не питаться, а лечиться. Звери всегда травой лечатся. Разве вы не знаете? — ответила лисица.

— Не только звери, люди тоже лечатся мною от разных болезней, — объяснила травка. — Одна бабушка-травница говорила, что травы — это аптека с самыми драгоценными лекарствами.

— Да, травушка, ты лечить умеешь, в этом ты на нас похожа, — вступила в разговор сосна.

— На самом деле, милая сосна, я не только этим на деревья похожа. Раз у нас такой разговор зашел, я открою вам древнюю тайну нашего происхождения, — торжественно сказала травка. — Обычно мы, травы, об этом никому не рассказываем.

Так вот слушайте: раньше травы были деревьями, да не простыми, а могучими. Было это миллионы лет тому назад. Много испытаний пришлось за это время перетерпеть могучим великанам.

Те из них, что оказывались в самых тяжких условиях, становились ростом все меньше и меньше, пока в траву не превратились. Так что нет ничего удивительного в том, что я такая сильная.

Стали тут деревья между собой и травушкой сходства искать. Все шумят, друг дружку перебивают. Устали, наконец, притихли.

Говорит им тогда травка:

— Не стоит жалеть того, кто в жалости не нуждается, не правда ли, милые деревья?

И все деревья с ней сразу же согласились.

>>

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К КНИГЕ ПО ЗАБОТЕ ОБ ЭКОЛОГИИ:

- Что в травке, по-вашему мнению, самое необыкновенное?

- Что еще в природе обладает могучей силой?

- Напишите сказку о том, как однажды деревья, цветы и травы соревновновались между собой в силе и ловкости. Как вы думаете, кто в этих соревнованиях победил?

- Напишите сказку об одной травинке, которая с человеком своей могучей силой поделилась.

- Напишите сказку о том, как лес праздник трав устроил.

- С какими травами дружат разные деревья и почему? Есть ли в лесу такая трава, с которой все дружат?

- Как вы думаете, где траве лучше всего живется? Выберите небольшой участок на газоне и внимательно понаблюдайте за жизнью травы и цветов на этом участке. Запишите и зарисуйте все свои наблюдения.

Выполните это же задание на лугу. Сравните жизнь травы в городе и на лугу.

- Найдите в городе место, где трава пробила асфальт. Внимательно понаблюдайте за ней и напишите об этом сказку.

:::

Читать далее www.dobrieskazki.ru

"КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧИЛ РАСТЕНИЯ" (Экологическая сказка)

Автор:Воротникова Людмила Федоровна.

Давным-давно, когда люди еще не знали, что такое комнатные растения, жил-был Человек. Каждую весну он наслаждался пробуждением растений возле своего дома, каждое лето радовался зеленой листве деревьев и каждой осенью, с грустью наблюдал за тем, как осыпается листва с деревьев и желтеет трава.

Как-то раз, когда лето было уже почти на исходе, Человек понял, что не хочет расставаться с зеленой листвой и решил, что спрячет растения у себя дома, в тепле и уюте.

Пошел Человек к дереву и попросил:

-Дерево, подари мне одну из твоих веточек, я посажу ее у себя дома, и она будет всю зиму радовать меня своими зелеными листочками.

-Бери, - ответило Дерево. – Но помни, что Природа заботится о своих творениях, чтобы они могли радовать тебя, Человек, а сможешь ли ты заменить веточке Природу?

-Я-Человек, я все смогу – ответил Человек, взял веточку и пошел домой.

Пришел Человек домой, выбрал самый красивый горшок, насыпал в него самой лучшей земли, посадил в нее веточку и стал ждать.

Прошел день, другой, но маленькая веточка вместо того, чтобы расти и цвести, стала клониться к земле, увядать и чахнуть.

-Что же с ней такое? – недоумевал Человек. – Что я делаю не так? Пойду спрошу у Дерева.

Пришел Человек к Дереву.

-Что, Человек, как поживает моя веточка? – спросило Дерево.

-Плохо. Вянет и чахнет веточка. Помоги мне, Дерево. Что я делаю не так? Землю самую лучшую насыпал, горшок самый красивый взял…

-Эх ты, Человек… - вздохнуло Дерево. – Долго мы, деревья, на земле живем и не вянем, потому что Природа сделала так, чтобы облака и тучи, проходя над нами, проливались дождем. Дождь увлажняет почву, питает наши корни, и мы в ответ ему благодарно шелестим листвой.

-Спасибо тебе, Дерево! – сказал Человек и поспешил домой.

Придя домой, наполнил Человек кувшин мягкой водой комнатной температуры и полил свою веточку. Вздохнула веточка, распрямилась и потянулась своими маленькими листочками вверх. Обрадовался Человек, что все сделал правильно.

Прошел день, другой… И снова веточка захворала. Человек полил ее водой, но в ответ веточка лишь совсем чуть-чуть шевельнула листочками и продолжала чахнуть.

-Что же опять с ней такое? Пойду спрошу у Дерева – решил Человек.

И пришел Человек к Дереву.

-Здравствуй, Человек, - сказало Дерево. – Как там поживает моя веточка?

-Плохо. Помоги мне, Дерево, - взмолился Человек. – Я поливаю ее как только высыхает земля, но что-то снова веточка чахнет. Что я делаю не так?

-Эх ты, Человек, - вздохнуло Дерево. – Природа задумала так, что глубоко под землю уходят корни деревьев, и не может попасть к ним воздух и вода, ибо земля слишком плотная. Поэтому Природа подарила нам помощников. Живут под землей дождевые черви и другие существа, которые роют ходы возле корней и тем самым, рыхлят землю, поэтому корни деревьев могут дышать.

-Спасибо тебе, Дерево, - воскликнул Человек и поспешил домой.

Пришел Человек домой, взял палочку и аккуратно, чтобы не повредить нежные корни своей веточки, порыхлил землю. Вдохнула глубоко веточка, распрямилась и зашелестела юными листочками.

Обрадовался Человек.

Так прошла осень и наступила зима. Однажды, в холодное, зимнее утро заметил Человек, что веточка снова загрустила. Человек полил веточку, порыхлил землю, но ничего не помогало.

Пошел Человек к Дереву, но не смог его разбудить, ибо зимой деревья все спят и наверное, видят самые красивые сны.

Испугался Человек. Неужели погибнет его веточка?

Пришел домой печальный и вдруг слышит тихий голосок:

-Человек, послушай меня…

-Кто это говорит? – удивился Человек.

- Это я, твоя веточка. На улице зима, Человек, а Природа задумала так, что зимой, когда холодно, все деревья, цветы и растения спят.

-Но у меня дома тепло и уютно. Разве это тебя не радует? – спросил Человек.

-Радует, но Природа нам дарит солнечный свет, чтобы все цветы и деревья могли расти.

-Ах вот оно что! – воскликнул Человек. – Теперь я понял!

Взял Человек горшок с веточкой и поставил в самое светлое место в своем доме – на подоконник.

Так и поселилась веточка на подоконнике. За окном зима, а дома у Человека растет и цветет веточка.

Так Человек понял, что именно нужно делать, чтобы цветы могли расти и дома. За ними надо ухаживать, создавать им условия, приближенные к естественным. Надо их поливать, освещать и рыхлить землю.

И тогда, даже самой холодной и снежной зимой, будет у Человека дома лето!

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Доклад воспитателя МБДОУ «Детский сад № 20»

Воротниковой Людмилы Федоровны

На 1 Всероссийской научно-практической конференции

«Экология Камчатки и устойчивое развитие региона»

Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет:

- интересен детям;

- понятен детям;

- доступен для запоминания и размышления над ним детьми.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождении бабочки? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка. Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Идея сказок не нова.

Известно, что еще в 20-х годах в СССР во время проведения массовых кампаний «День леса», работники лесного хозяйства сами сочиняли и читали малышам «лесные сказки», стараясь с помощью незамысловатого сюжета передать детям лесоохранные знания и экологическую культуру.

По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.

В чем особенность экологических сказок?

Характерной особенностью является сильно-выраженная переработка материала, получаемого из природного окружения.

Почему они интересны детям?

Новизна сюжета, персонажи, самим действием, конечным результатом. А так же элементами, из которых строится экологическая сказка, потому что таковыми являются реальные предметы и взаимоотношения в природе.

Какова их роль?

Экологическая сказка воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.

Так почему мы их пишем?

На основе знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому и готовность сохранить его, умение видеть красоту природы в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Для привлечения внимания и развития интереса, для получения детьми достоверных знаний и запоминания их, для реализации полученных знаний на практике, мною были написаны экологические сказки различного содержания для детей старшего дошкольного возраста.

Это сказки о комнатных растениях: Как человек приручил растения, Как у росточка появилось имя, Бабушка Федора и Герань, Самый смелый цветок. О различных явлениях природы: Хмурая туча, Доброе облако, Все цвета радуги; сказки о животных и насекомых – Просто гусеница, Не будите медведя, Зачем зайцу белая шуба?

И др., а так же сказки о взаимодействии человека и природы. Такие как, Пропавшие цветы, Как не вернулись птицы, Дедушкин огород.

Сегодня я хочу представить Вам сказку «Дедушкин огород».

«ДЕДУШКИН ОГОРОД» (сказка сопровождается показом презентации)

Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.

Позвал дед бабку.

- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть?

Что делать?

- Как что? – отвечает бабка. – Так ведь огород-то свой поливать надо!

Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.

- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?

- И я не знаю. Давай спросим у внучки.

Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.

-Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?

-Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?

- А где вы эту воду набирали?

- Так это…я в нашей реке воду набрал…

- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.

Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!

Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.

Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.

- Что звали меня, хозяева?

- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!

- Так может землю эту порыхлить надо?

Взяла Жучка грабли, начала землю пропалывать, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…

- Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!

Прибежали и Кошка, и Мышка.

- Друзья, порсмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!

Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. Пришли на помощь им и дети из детского сада. Собрали весь мусор!

Потом ребята из детского сада нарисовали запрещающие знаки «Не мусорить» и «Не засорять», и установили их на земле и возле реки.

А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!

Собрали бабка с дедкой урожай, сделали салат и угостили ребят из детского сада.

А ребята из детского сада рассказывали потом всем историю о том, что надо беречь окружающую среду, чтобы урожай был полезным, не загрязненным и вкусным.

В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.

Сказки должны быть доступны детям, а их изложение отличаться выразительностью, при котором могут быть использованы обычные сказочные приемы и известные персонажи.

Однако красной нитью, своеобразным лейтмотивом все должна проходить тема сохранения природы.

И на сегодняшний день специалисты (будь то ученые, писатели, педагоги, экологи или воспитатели), по отношению к экологической сказке занимают разные позиции.

Одни пишут сказки сами, другие ищут экологическое содержание в уже написанных. Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательно-образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей.

А некоторые используют известные сказочные сюжеты и героев, привнося в них «приметы» сегодняшнего дня.

Но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она является эффективным средством воспитания и обучения, способствующим экологическому развитию дошкольников.

СКАЗКИ О ПРАВАХ ДЕТЕЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Проиллюстрированы следующие права детей:Каждый ребенок имеет право на жизнь (сказка о том, как Светик появилась на свет) ; Каждый ребёнок имеет право на индивидуальность - фамилию, имя (сказка о том, как Светик получила свою имя и фамилию) ; Каждый ребёнок имеет право на достойную счастливую жизнь (сказка о том, как Светик росла) ; Каждый ребёнок имеет право на дом и семью (сказка о том, как Светик нашла котёнка Рыжика)

Материал взят с сайта:http://skyclipart.ru/detsad/

СТРАНА СКАЗОК - Сайт воспитателя детского сада

Подробней на сайте vorotnikova-lyudmila.jimdo.com

Другие статьи по теме:

  • Экологические сказки для детей дошкольного возраста

    Экологические сказки для дошкольников. Экологические сказки очень полезны для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Для младшего дошкольного возраста воспитатель сам придумывает и...

  • Экология для дошкольников

    «Мир, в котором мы живём». Сборник стихов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ Сборник стихов для детей дошкольного возраста Автор: Харитонова Н. Т. Сти...

  • Народы мира для дошкольников

    Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов мира» Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Игры народов мира» Задачи. Вызвать интерес к людям разн...

  • Экскурсии для дошкольников

    Экскурсия в библиотеку Дошкольники старше - подготовительной группы МБДОУ № 24 «Теремок» 25 января 2013г. посетили Буденновскую (с) библиотеку. Экскурсию организовала воспитатель Лысенко Наталья...

  • Экологическое воспитание дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Актуальность и перспективность опыта «Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц И земли без воды. Все меньше - окружающей природы Все больш...

  • Презентация зима для дошкольников

    Презентация к ННОД детей для старшего дошкольного возраста «Как наши животные живут зимой». 2012г. Конспект ННОД детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему: «Как наши животные живут зи...

  • Квн для дошкольников

    Экологический КВН для дошкольников Цель: I. Обобщать знания детей о характерных признаках растений и животных, узнавать их по описанию. II. Развивать внимание, наблюдательность. III. Воспитывать...

  • Викторины для дошкольников

    Экологическое воспитание дошкольников. Викторина «Знатоки природы» для детей старшей группы Викторина «Знатоки природы" Цель: расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное...

  • Коррекционно развивающие занятия для дошкольников

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для старших дошкольников «Играем, познаем мир, развиваемся» Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие познавательной сферы детей старшего д...

  • Пословицы для дошкольников

    Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богат...

  • Викторина для дошкольников

    Игра-викторина для дошкольников «Мои любимые сказки» Цель: Закреплять знание детей о русских народных сказках и зарубежных. Учить высказывать свое мнение о произведении, правильно оценивать посту...

  • Дикие животные для дошкольников

    Экологическая игра для старших дошкольников по теме «Дикие животные» Экологическая игра для старшей группы [/b] Цель: закрепить знания о диких животных, полученные в процессе образовательной и св...

  • Футбол для дошкольников

    Кружок «Мини-футбол» в детском саду — это здорово! Кружок «Мини-футбол» в детском саду - это здорово! Руководитель кружка Бутько Евгения Анатольевна. Физическое воспитание играет главную роль во...

  • Сказкотерапия для дошкольников

    Сказкотерапия в работе с дошкольниками Сказкотерапия для дошкольников-современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций...


Источник: http://raguda.ru/ds/jekologicheskie-skazki-dlja-doshkolnikov.html


Закрыть ... [X]

Экологическая сказка - Дошкольное образование - Дошкольникам

Сказка по экологии для дошкольников сценарий Сценарий сказка про экологию для детей Сценарии для
Сказка по экологии для дошкольников сценарий Сценарий экологической сказки-спектакля Будь
Сказка по экологии для дошкольников сценарий Сценарий экологической сказки для детей
Сказка по экологии для дошкольников сценарий Экологические сказки для дошкольников
Сказка по экологии для дошкольников сценарий Сценарии праздников - ДетсадКлуб
Сказка по экологии для дошкольников сценарий Сценарии по экологии - t
Сказка по экологии для дошкольников сценарий Гороскоп Дева мужчина Линда Гудман, книга
Сказка по экологии для дошкольников сценарий День ангела Марии Именины Марии
Сказка по экологии для дошкольников сценарий Для школы
Конкурс им. В.И.Вернадского Материал на тему: Проводы на пенсию сотрудника Детского сада Открытки с Днем Рождения скачать бесплатно - Улётные открытки! Поздравление родителям с золотой свадьбой от дочери Поздравления с днем образования воинских частей по охране мест Проститутки Москвы, проверенные путаны, дешевые